Петербургский вагон-пылесос рассказывает о своей жизни

03 Февраля 2014

Долгие годы проработав в метрополитене, я, петербургский вагон-пылесос, открою вам секрет: это настоящий город под городом. Здесь есть свои порядки, свои обычаи... И, конечно, свои повседневные проблемы — куда ж без них? Взять хотя бы пыль в тоннелях. До того, как я появился на свет, уборку в тоннелях метро делали промывочные агрегаты. Но толку от них было мало: вместо того, чтобы смывать пыль, они её лишь уплотняли. А главное, были совершенно беспомощны в местах установки оборудования.

Тогда-то, в 1963-68 годах, за дело взялся советский инженер А.П. Чернов. Он взял вагон метрополитена серии В-4 и смонтировал на нём пылесосную установку с системой очистки. Так был создан мой предшественник — первый вагон-пылесос. Ещё несколько лет он проходил испытания в тоннеле метро.

Результаты приятно удивили. Вагон-пылесос признали полностью пригодным для уборки тоннелей метро, а следовательно, нужным всему прогрессивному человечеству. Более того, его даже решили «повысить» до уровня целого поезда-пылесоса! Так начали создавать меня, вашего покорного слугу. И занимался мной уже не инженер-энтузиаст, а весь конструкторско-технический отдел метрополитена с приглашёнными учёными из трёх институтов Ленинграда и Высшего морского инженерного училища имени Макарова.

Над чем же бились лучшие инженерные умы северной столицы? К примеру, их беспокоило, что моя пылесосная система получается несколько шире, чем габариты вагона, и может задеть и повредить какое-нибудь сложное оборудование в тоннеле. А когда пылесос пытались всё же вписать в габариты, снижалась его всасывающая способность... Техническое решение было найдено лишь в 1980 году, после исследований на макетах.

Другие учёные тем временем строили преобразователь для пуска моих компрессоров и вентиляторов, систему мокрого пылеулавливания, специальную пожарную сигнализацию и другие полезные вещи, призванные сделать меня лучше. Я с комфортом расположился в электродепо «Московское», и радостно наблюдал, как доводят вагоны серии «Д» и монтируют оборудование. Вокруг сновали сотрудники этого и других депо, всевозможных служб, включая эскалаторную, и я чувствовал себя практически центром мироздания.

В 1983-ем я, молодой и амбициозный вагон-пылесос, уверенно покатил на свои первые испытания... и с треском провалил их. Да-да, и такое бывает в жизни. Не нужно быть экспертом высокого полёта, чтобы заметить, что пылесос попросту не работает. Весь следующий год ушёл на доработку, доводку и новые испытания.

Увы, легендой я так и не стал. Мне не раз говорили, что я неэффективен, называли лентяем и бездарем... Но знаете, я всё-таки не расстраиваюсь. Всё-таки, я проработал в петербургском метрополитене почти 10 лет — до 1994 года (а чего добился ты?). И вообще предпочитаю думать, что я просто весь из себя уникальный и экспериментальный. Теперь стою в депо «Московское», вагоны разобрали на бытовки. Постигаю дзен. И радуюсь всякий раз, когда какой-нибудь чудак напишет обо мне статью.

Читайте также
Осенняя уборка по народному календарю: день Домны Доброродной

Для наших далёких предков сентябрь был месяцем изобилия. Полевая страда подходила к концу, начиналось пёстрое бабье лето, а вместе с ним и свадебный сезон. Доходили руки и до генеральной уборки. 16 сентября, в день Домны Доброродной, полагалось навести в доме идеальный порядок: вымыть полы, выстирать половики... Смысл в этом был не только практический, но и символический: защитить дом от злых сил, привлечь благополучие и порядок. Итак, что нужно было сделать 16 сентября, чтобы всю осень не знать хлопот по хозяйству? Давайте спросим у Домовёнка!

16.09.2013
Гладильный комбайн: колосс на металлических ногах

Давным-давно, когда деревья были большими, все утюги были чугунными и нагревались в печи. А вместо гладильной доски у каждой хозяйки была тяжёлая плоская доска или неуклюжий деревянный стол с откидывающейся ножкой. Времена изменились: сегодня гладильные доски всё чаще принимают облик футуристичных монстров с режимами подогрева поверхности, поддува, вакуума... А самые «продвинутые» пользователи выбирают для себя суперсовременные гладильные комбайны, которые могут стоить десятки тысяч рублей... Подробности поведает Домовёнок.

05.09.2013
Как солнечный робот ZenRobotics мусор сортирует

Как известно, наши близкие соседи, финны, добились больших успехов на ниве чистоты — как на улицах городов, так и в живой природе. Вот уже много лет жители Финляндии практикуют раздельный сбор и переработку отходов. В стране, где живёт всего 5 миллионов человек, действует более 400 cleantech-компаний, которые разрабатывают всё более прогрессивные чистые технологии. И об одной из них мы с Домовёнком вам сегодня расскажем.

02.09.2013